Натрий-ионные аккумуляторы не особо угрожают рынку литиевых, как считают добывающие компании
С 2023 года китайская компания CATL, сейчас контролирующая примерно 30 % мирового рынка литиевых аккумуляторов, намеревается начать поставки натрий-ионных аккумуляторов, не требующих при производстве использования лития. Добывающие компании убеждены, что спрос на литий при этом не уменьшится, поскольку сфера применения натрий-ионных батарей будет ограниченной.
К преимуществам натрий-ионных батарей CATL отнесла более высокую скорость зарядки и меньшую восприимчивость к отрицательным температурам, но сниженная плотность хранения заряда неизбежно увеличит массу батарей, да и уменьшенный запас хода делает такие аккумуляторы не очень удобными для использования в электротранспорте. Как считают опрошенные Reuters участники рынка, литиевые аккумуляторы продолжат в ближайшие годы оставаться основным типом батарей, используемым в автотранспортной сфере. По прогнозу International Energy Agency, к концу этого десятилетия количество эксплуатируемых в мире электромобилей увеличится в 14 раз до 145 млн штук. Специалисты Adamas Intelligence считают, что к 2035 году на долю натрий-ионных батарей будет приходиться не более 15 % мирового рынка.
Скорее всего, как считают аналитики, натриевые батареи будут отнимать покупателей у литиевых аккумуляторов на основе фосфата железа, а вот батареи с содержанием никеля останутся вне конкуренции. Лишь они смогут оптимальным образом способствовать распространению электромобилей, при этом спрос на литий всё равно будет превышать предложение в ближайшие годы. К концу десятилетия он должен увеличиться в четыре с половиной раза до 2 млн тонн. Спрос на кобальт, никель, марганец и другие используемые при производстве аккумуляторов минералы вырастет почти в два раза до конца десятилетия. Появление новых типов батарей лишь увеличит разнообразие, но не будет сокращать спрос на литий, как считают участники рынка.