Молодые производители электромобилей создадут совершенно новые подходы к серийному производству
Традиционные для автомобильной отрасли подходы к организации массового производства начали формироваться ещё в первой половине прошлого века. Законодателями здесь принято считать гигантов вроде Ford и Toyota, но в случае с организацией производства электромобилей молодыми компаниями им предстоит освоить новаторские подходы, чтобы избежать существенных капитальных вложений.
Как отмечает Reuters, организация производства автомобилей по классической схеме в количестве до 240 тысяч в год подразумевает единовременные затраты в размере более $2 млрд на предприятие, поэтому для новых игроков рынка, ограниченных в капитале, такие суммы могут оказаться неподъёмными. Британская компания Arrival, основанная бывшим главой российского оператора связи Yota, намеревается создавать небольшие предприятия стоимостью около $50 млн для организации локальной сборки электромобилей в непосредственной близости от основных рынков сбыта. На таком мини-заводе могут работать до 250 человек, а объёмы выпуска электромобилей могут измеряться десятками тысяч в год.
На территории Англии у Arrival уже есть первое предприятие такого типа, все прочие будут создаваться по его образу и подобию. В США они появятся в Северной Каролине и на юге Калифорнии, первое будет производить электрические фургоны для курьерской службы UPS, а второе займётся выпуском электробусов. Европейское предприятие Arrival будет расположено в Испании, но до конца года компания обещает назвать и другие локации.
Задачу компании Arrival облегчает подход к изготовлению кузовных деталей — они формуются из пластика, а потому не требуют окраски традиционным для металлических аналогов методом. Это уже само по себе позволяет сэкономить на линиях окраски кузова, которые стоят сотни миллионов долларов. Полимерные детали красятся «в массе» путём добавления красителя на этапе формовки. Детали пресса при этом стоят несколько тысяч долларов против нескольких миллионов в случае с металлическими аналогами.
Arrival не отрицает использование промышленных роботов, но предпочитает приобретать универсальные модели производства Kuka и Comau, настраивая их под свои задачи и потребности. Из специализированного оборудования можно упомянуть разве что самодвижущиеся платформы для перемещения собираемых кузовов по цеху — такая степень мобильности позволяет не дублировать оборудование для выполнения одних и тех же операций по ходу конвейера, как это происходит на традиционном автосборочном предприятии. Кузов подвозится к нужной станции повторно при помощи роботизированной тележки.
Arrival уже удалось привлечь около $660 млн в ходе весеннего размещения акций. Компания не может конкурировать с классическими автогигантами по величине бюджета, а потому старается компенсировать это большей гибкостью в организации производства. Прочие молодые компании, намеревающиеся производить электромобили, готовы размещать заказы на мощностях подрядчиков. Для марки Fisker, например, ими станут Magna и Foxconn. Отсутствие собственных предприятий позволяет экономить на капитальных затратах. Компания Electric Last Mile Solutions тоже собирается выйти на американский рынок с компактным электрическим фургоном. Основная часть производственных операциях будет осуществляться на предприятии в Китае, и только заключительный этап с установкой элементов систем безопасности будет реализован на предприятии в США.