Китайские покупатели отвернулись от Tesla — шанхайский завод компании теперь работает на Европу
Компании Tesla этим летом пришлось действовать на китайском рынке в не самых благоприятных условиях. Во-первых, производитель электромобилей столкнулся с негативным пиаром. Во-вторых, силу набрали местные конкуренты. Объёмы продаж электромобилей Tesla в итоге в Китае резко упали, но это удалось скомпенсировать пропорциональным ростом экспорта.
На квартальном отчётном мероприятии руководство Tesla уже отметило, что китайская производственная площадка в Шанхае стала главным экспортёром этих электромобилей в мире, поскольку американские предприятия работали на полную мощность для удовлетворения спроса на рынке США. Tesla уже не первый месяц отгружает собранные в Китае электромобили Model 3 и Model Y в Европу и окрестные страны, так что в июле этот поток просто многократно усилился.
Как отмечает Bloomberg, в минувшем месяце Tesla поставила на внутренний рынок Китая только 8621 электромобиль, что на 69 % меньше итогов июня, когда было отгружено 28 138 машин. Зато на экспорт в июле было отправлено 24 317 электромобилей против 5017 в июне, и в основном они предназначались европейским потребителям. Таким образом, китайское производство Tesla по итогам июля сократилось всего на 0,6 % до 32 968 машин.
Местные конкуренты Tesla тоже агрессивно привлекают покупателей, способных позволить себе покупку электромобиля. Li Auto поставила на рынок Китая в июле 8589 машин, марка Xpeng продала 8040 электромобилей, а Nio замкнула тройку с 7931 реализованным в Китае электромобилем. Tesla хоть и обошла китайских конкурентов, но уже с минимальным запасом в 32 электромобиля. Стремление Tesla удержать китайских клиентов выразилось и в анонсе новой версии кроссовера Model Y, которая оказалась на 20 % дешевле существовавшей ранее. С учётом субсидий, новый вариант электромобиля Tesla обойдётся китайскому покупателю в $42 600, что немного даже на фоне местных предложений конкурентов, не говоря уже об американском рынке, где такая машина предлагаться не будет. Часть покупателей Tesla в Китае в результате отказалась от сиюминутного приобретения Model Y в пользу ожидания выхода на рынок более доступной версии.
Эксперты считают, что Tesla и далее будет использовать китайское предприятие для обслуживания потребностей зарубежных рынков, поскольку активная конкуренция с местными производителями не позволит ей существенно увеличить объёмы реализации электромобилей в КНР. В июле спрос на транспортные средства в целом здесь упал на 6,4 % в годовом сравнении, но спрос на электромобили вырос в 2,7 раза до 222 тысяч штук. В ближайшие пару месяцев дефицит электронных компонентов в китайском автопроме начнёт ослабевать, поскольку давление местных властей на дистрибьюторов должно вынудить их выдать на рынок имеющиеся запасы импортируемых чипов.